Национальный состав и религия Эребуни

Летопись Аргишти I рассказывает о заселении Эребуни пленными из страны Хати. Кроме этого один из храмов, находящийся в крепости, (так называемый храм «Суси») был снабжён необычной надписью Аргишти I, которая упоминала божество «Иварша», никогда больше в урартских текстах не встречавшееся.

Клинописная надпись у входа в храм «Суси» (Обнаружена в 1956 году.)

Перевод надписи: Богу Иварша этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил, Аргишти говорит: земля в этом месте была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города.

На основании этих данных учёные высказали предположение, что бог «Иварша» — это хетто-лувийское божество Иммаршиа, упоминающееся в хеттских клинописных надписях Богазкёйского архива, а храм «Суси» был построен для воинов-переселенцев из стран Хати и Цупани.

Недостаточность данных для этой аргументации породило альтернативную теорию о том, что храм «Суси» был построен ради божества местного населения Араратской долины, так называемых в урартских текстах жителей страны Аза.

Хотя вопрос о божестве Иварша остаётся открытым, учёные сходятся во мнении, что состав населения Эребуни с момента основания был многонациональный.

В крепости также, вероятно с самого основания Эребуни, существовал храм бога Халди, главного бога Урарту. Этот храм занимал значительно большую площадь, чем храм «Суси», и являлся главным храмом Эребуни.

В заключтельный ахеменидский период жизни Эребуни оба храма были расширены и перестроены в персидские святилища. Храм «Суси» был переделан в «Храм огня», а храм бога Халди в персидскую ападану.